Электронная библиотека

и Белинский, Боткин в 1836--1837 гг. попал под сильное влияние М. Бакунина и принял участие в известном споре Белинского и Бакунина о призвании человека (1838): быть теоретиком-философом или практическим деятелем, -- причем уже здесь проявились характерные черты Боткина: уклончивость и стремление к "золотой середине". Под влиянием Бакунина Боткин в это время становится активным "гегельянцем", восторженно отзывается о трудах и деяниях радикальных учеников философа в современной Германии (Штраус, Марбах, Фейербах).

В 1838--1839 гг. Боткин довольно активно сотрудничал в журнале Белинского "Московский наблюдатель" в качестве музыкального критика, переводчика Гофмана, очеркиста ("Отрывки из дорожных заметок по Италии", 1839). Эстетические воззрения его той поры представляют причудливый сплав гегелевских идей с гофмановским романтизмом. А романтический пафос и левогегельянские идеи вели Боткина к "вражде противу существующего порядка". {Письмо к М. Бакунину от 10 апреля 1839 г. -- ИРЛИ, ф. 16. оп. 9. No 23, л. 21 об.}

Вместе с Белинским Боткин в начале 1840-х годов участвует в журнале "Отечественные записки", где он опубликовал несколько статей о Шекспире, несколько статей о музыке и живописи, еще один путевой очерк -- о Риме, по своей тональности тесно связанный с первым итальянским очерком. Из произведений Боткина этой поры заметно выделяется серия обзоров "Германская литература", в которых он знакомил русского читателя с общественной и эстетической полемикой в немецкой периодике. В первой из статей ("Отечественные записки", 1843, No 1) он изложил начало брошюры молодого Энгельса "Шеллинг и откровение". Вообще его обзоры, написанные в духе идей Белинского начала 40-х годов, полны пафоса общественной активности, пронизаны защитой гражданских тем в искусстве.

В середине 1840-х годов Боткин много путешествовал по Европе, в частности летом 1845 г. совершил поездку в Испанию. Благодаря Бакунину он познакомился в Париже с К. Марксом. В эту пору, как и в начале 40-х годов, его воззрения все еще отличаются политическим и социальным радикализмом. В письме к Огареву от 17 февраля 1845 г. из Парижа он говорит о "свободе, братстве и равенстве", "ненависти к христианству и деспотизму", возмущается французскими "bourgeois-gentflnommes", пытавшимися "сдержать движение низших классов"; радуется, что ("Германия воспиталась теоретическою отвагой, а это необходимо должно вести к практической отваге". Цель современной философии, считает Боткин,-- "сделать свободным не субъекта", "а гражданина". {Литературное наследство, т. 62. М., 1955, с. 786--787; Русская мысль, 1891, No 8, с. 4.} Из этого же письма, судя по отзывам о Мишле, Э. Сю, О. Конте, видно, что Боткин следил и за философским движением во Франции, и за полемикой по религиозным вопросам (Мишле, Кине, Э. Сю в это время ожесточенно сражались с иезуитами).

Длительное пребывание за границей, в самом центре тогдашнего капиталистического мира, способствовало

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
(C) 2009 Электронные библиотеки