Электронная библиотека

Великолепное знание разных видов искусств давало Боткину материал для интересных сравнении и параллелей литературы и музыки, живописи и архитектуры. Несколько странными на этом эстетическом фоне выглядят его "гастрономические" сравнения, хотя в них очень ярко отражается сущность эстетического чувства Боткина: искусство воспринималось им как личная, чуть ли не физиологическая радость.

Когда писателю удавалось органически соединить эстетический пафос с насущными общественными проблемами, то возникали значительные -- и весьма сложные -- произведения, надолго пережившие его время. К такого рода произведениям относятся и "Письма об Испании".

5

В истории русского путевого очерка "Письма об Испании" занимают своеобразное место. Наиболее эффектно было бы противопоставить книге Боткина, с одной стороны, сентиментально-романтическую литературу, которую В. А. Жуковский демонстративно хвалил за отсутствие фактов и идей, {В рецензии на "Путешествие в Малороссию" кн. П. Шаликова (1803): "Не будем же искать в этой книге ни географических, ни топографических описаний... мы не узнаем, сколь многолюден такой-то город, могут ли ходить барки по такой-то реке, и чем больше торгуют в такой-то провинции -- мы будем бродить вместе со странником, куда глаза глядят... вздохнем близ могилы его друга, освещенной лучами заходящего солнца, и вместе с ним вспомним о прошедшем..." и т. д. (Жуковский В. А. Полн. собр. соч. Т. III. Пг., 1918, с. 11).} с другой -- фактографические очерки, насыщенные реакционными мыслями, например, "Год в чужих краях" М. П. Погодина (М., 1844) или "Отрывки из заграничных писем. 1844--1848" Матвея Волкова (СПб., 1857). Такое противопоставление ярко оттенило бы новаторское превосходство "Писем об Испании".

Однако в русской очерковой литературе имелась и другая традиция, у истоков которой находятся два знаменитых "путешествия" XVIII в.: "Путешествие из Петербурга в Москву" А. Н. Радищева (хотя, конечно, эта книга не столько путевые очерки, сколько идеологический фундамент, идеологическая традиция для последующих реальных путевых очерков) и "Письма русского путешественника" Н. М. Карамзина, которого Белинский назвал Колумбом, открывшим Европу широкому читателю. {В очерке "Николай Алексеевич Полевой" (1846) -- Белинский, т. IX, с. 677.} В русле этой традиции возникли и труды декабристов, особенно заграничные очерки Н. А. Бестужева ("Записки о Голландии 1815 года" и "Гибралтар"), и "Путешествие в Арзрум" Пушкина. {Об истории русской очерковой литературы см. статью "Традиции боевого жанра (Пути развития русского очерка)" -- в кн.: Костелянец Б. Творческая индивидуальность писателя. Критические очерки и статьи. Л., 1960, с. 431--547.} В этих произведениях можно найти те черты, которые украшают и "Письма об Испании" Боткина: свежие картины быта, нравов, культурной жизни; образ путешественника, глубоко осмысливающего виденное и не таящего свое личное, индивидуальное отношение

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
(C) 2009 Электронные библиотеки