Электронная библиотека

отнюдь не безразлично одинаковы все темы и картины; что в его симпатиях и антипатиях начинают проявляться именно либеральные вкусы: Боткина прельщают "нежная и любящая" душа художника, изображение "кротости и сострадания", "милосердия", "благодарности и безответной преданности", "свежих, бодрых", прекрасных лиц; и, наоборот, "зловещая бледность монахов Сурбарана" (наст. изд., с. 73) явно неприятна автору "Писем".

В книге чувствуется также и романтическая закваска, видимо, глубоко пустившая корни, ибо, зная дальнейший путь Боткина, особенно усиление романтических тенденций в его статьях первой; половины 50-х годов, мы можем интерпретировать "Письма об Испании" как своеобразный переходный мостик между наследием романтической молодости Боткина и его романтическими музыковедческими и литературно-критическими статьями начала 1850-х годов.

Культ чувства, "природности" художника, даже своеобразная радость по поводу отсутствия культурной традиции (например, у Мурильо), интерес к импровизации и народной поэзии -- все это имеет истоки в статьях Боткина 30-х годов и еще дальше, у его учителей, немецких романтиков. А некоторые акценты в подобных высказываниях ведут к поздним статьям Боткина: "В Мурильо невообразимое отсутствие всего условного, типического, {} рутинного <...>, это природа во всей своей индивидуальности, яркой жизни, проникнутая поэзиею сердца, идеальностию, но не условною, не теоретическою или сверхъестественною, а глубоко человеческою идеальностию, понятною всякому простому, неопытному глазу" (наст. изд., с. 73-74).

4

После "Писем об Испании" в условиях продолжающегося "мрачного семилетия" Боткин почти исключительно пишет музыкально-критические статьи, проникнутые романтическим пафосом ж лиризмом; он интересно истолковывает творчество Шопена, а в статье "Н. П. Огарев" (1850) дает тонкую, хотя и односторонне романтическую характеристику поэзии соратника Герцена.

К середине 1850-х годов, в связи с оживлением в русском обществе, Боткин несколько "оттаял" и осмелел, подружился на короткое время с Некрасовым, пишет вместе с ним для "Современника" публицистико-критические обзоры "Заметки о журналах", насыщенные идеями демократической эстетики и полемикой с "чистым искусством".

Однако укрепление в "Современнике" радикальных сил, твердая позиция Чернышевского пугают осторожного и либерального Боткина; он снова в 1856 г. отшатывается в антидемократический лагерь и пишет одну из программных статей в защиту "чистого искусства" -- "Стихотворения А. А. Фета" (1857), которую ему, благодаря И. И: Панаеву, удалось опубликовать в "Современнике". Это была последняя статья Боткина в этом журнале, да и вообще последняя его печатная литературно-критическая статья.

Дальнейшее обострение социальных конфликтов в России испугало Боткина и во многом обусловило его отказ от журнальной, литературной деятельности. После 1857 г. он главным образом снова путешествует, лишь эпизодически

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
(C) 2009 Электронные библиотеки