Электронная библиотека

Итальянские художники, изучая прекрасную форму в произведениях древних, нечувствительно приняли в себя и их пантеистический дух. Испания, издавна враждебная к римлянам и прежде всех европейских стран" сделавшаяся вполне христианскою, еще более была отрезана от античных преданий завоеванием арабов. Семивековая борьба с исламизмом сохранила испанскому католицизму страстный, восторженный характер, знаменовавший первые века христианства, между тем как в Европе он давно уже был ослаблен" (наст. изд., с. 69--70).

С другой стороны, Боткину важно, что такие выдающиеся художники, как Мурильо, изображают мир "в поразительной истине и реальности" (наст. изд., с. 69).

Недаром раздел письма III, посвященный Мурильо и вообще испанской живописи, был одобрен Белинским. {См.: Белинский, т. XII, с. 453.} В последние годы жизни Белинский особенно интенсивно ратовал за "реальность" в искусстве (ср. "приземленную" трактовку им образов "Сикстинской мадонны" Рафаэля как воспроизведения аристократических типов царицы и царя). {Белинский, т. XII, с. 384.}

В духе реалистического метода, с использованием диалектики Гегеля, Боткин анализирует и многие частные аспекты искусства, например, интересно рассматривает, как ограничения, налагаемые Кораном на живопись (запрещалось изображение людей и животных), изощряли умение и фантазию арабских мастеров в области орнамента и художественного письма; хорошо показывает в связи с этим, как в арабской архитектуре . тяжелый, плотный камень становится воздушным, как ажурная кисея.

Заметно стремление Боткина выделять индивидуальность художников после анализа общеэпохальных признаков: в творчестве Веласкеса он отмечает живость портретов, у Мурильо -- страстность и идеализированность религиозного переживания, у Сурбарана -- мрачный аскетизм монашества.

Однако в эстетических суждениях автора "Писем об Испании" можно усмотреть и зародыши либеральных тенденций, которые, впрочем, пока, на грани 40-х и 50-х годов, при мощном воздействии круга Белинского еще не дали обильных плодов, а лишь прорастали отдельными суждениями; да и нужно учесть, что некоторая недифференцированность идеологии передовой русской интеллигенции 40-х годов далеко не во всех пунктах давала возможность противопоставлять радикализм Белинского "золотой середине" либеральной группы во главе с Грановским (куда все более и более тянулся Боткин). При острой борьбе с реакционерами или славянофилами начинающиеся разногласия внутри "своего" лагеря невольно сглаживались. Так, известная "синтетичность" художественных симпатий Боткина может быть истолкована и как реалистическое расширение "приемлемых" тем, и как приближение к зыбкой грани всеядности, например, в равных похвалах всем темам и образам Мурильо: "Этому человеку все доступно: и самая глубокая, сокровенная мистика души, и простая, вседневная жизнь, и самая грязная природа" (наст. изд., с. 69). Впрочем, при конкретном анализе оказывается, что Боткину

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
(C) 2009 Электронные библиотеки