Электронная библиотека

устройство и его политико-экономические понятия, меры и распоряжения, и самое верное изображение цивилизации какой-либо Страны было бы описание ее экономических отношений и учреждений <...> Англия доказала высокую степень своей цивилизации особенно тем, что поставила законы политико-экономические в основу своего государственного управления" (наст. изд., с. 102--103). Народник В. А. Мякотин оказался дальновиднее легального марксиста Струве и верно заметил, что "для Боткина экономические идеи и учреждения являлись не причиной, а признаком известного состояния цивилизации". {См.: Мякотин В. Новые слова о старых деятелях. -- Русское богатство, 1897, No 11, отд. II, с. 98. Н. И. Прудков, однако, считает Боткина "одним из предшественников струвианской ревизии марксизма" и апологетом буржуазии (Пруцков Н. И. В. П. Боткин и литературно-общественное движение 40--60-х гг. XIX ст., с. 82--83, 86). Как видно, это упрощенная и односторонняя характеристика. Впрочем, подобный взгляд высказывался и раньше (см.: Фриче В. М. Русский социализм в художественной литературе. -- Печать и революция, 1923, II, с. 67--68). Неточно, хотя более глубоко, взгляды Боткина соотнесены с марксизмом и струвианством в книгах: Рязанов Д. Карл Маркс и русские люди сороковых годов. Пг., 1918, с. 97--98; Сакулин П. Н. Русская литература и социализм. М.; 1924, с. 283--286.} Впрочем сам Мякотин привел несколько примеров, из которых видно, что Боткин иногда признавал влияние экономических факторов на политическую жизнь: так, протест каталонцев против закона о рекрутстве он объяснил нуждой промышленной Каталонии в рабочих руках; причину слабой революционной активности народа он усматривает в относительной материальной обеспеченности испанского крестьянина и т. п.

Однако суждение, вырванное из контекста, никогда не может объяснить систему и метод автора в целом. Мякотин в полемике со Струве пытался сформулировать именно общие принципы Боткина, утверждая, что "политические и экономические порядки, мифология и искусство являются" для него "одинаково порождениями национального характера". {Мякотин В. Указ. соч., с. 99.} Но и это определение односторонне. Национальный характер, вообще национальность для Боткина -- не первопричина; он понимал (и это не было уже новостью в середине XIX века!), что национальность создается и развивается исторически. Первопричин общественно-политических фактов Боткин просто не знает, чем и объясняются его откровенные заявления о "необъяснимости" некоторых исторических событий (письмо IV) и даже всего современного состояния Испании (письмо II) или его скептические сентенции по поводу истории, которая "не знает никакого другого права, кроме силы и хитрости", и по поводу сомнительного прогресса человечества (письмо II). Если же Боткин и заводит речь о факторах, движущих историю, то ими оказываются идеи. "Три века правительственного безумства" в Испании объясняются оторванностью знати от "идей современной себе цивилизации";

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
(C) 2009 Электронные библиотеки