Электронная библиотека

12 Существуют два течения в мусульманской мистике: с одной стороны -- интеллектуальная простота (экзотеризм), с другой стороны -- поиски знания, власти (эзотеризм). В теософском движении (Ибн-Араби) сцены посвящения в таинства играют очень, большую роль: обращенные изучают природу, спускаются в подземный мир. Арабская сказка, переданная Боткиным, навеяна духом эзотеризма.

13 Этот обычай отмечается и поныне по утрам в день св. Фирмлна (7 июля) в испанском городе Памплона (провинция Наварра).

14 Бомбардировка Танжера произошла в 1844 г.

15 Несмотря на то что официального представителя России в Танжере не было, Боткин не был единственным русским, посетившим Марокко в этот период. Например, Анатолий Демидов побывал в Танжере в сентябре 1847 г. Среди описаний путешествий по Марокко во второй трети XIX в. демидовское -- одно из самых интересных (см.: Demidoff Anatole de. Etapes maritimes sur les cotes d'Espagne, de la Catalogne a l'Andalousie. Florence, 1858).

16 Весь абзац Боткин произносит не от себя, а как бы от лица европейского теоретика и "цивилизатора", презирающего народы Востока.

17 Джефферсон Томас (1743--1826) -- третий президент Соединенных Штатов Америки.

18 В письме к Джереду Спарксу от 4 февраля 1824 г. Джефферсон предлагал для негров "основать на берегах Африки колонию, в которой можно было бы ввести среди туземцев искусство более совершенной жизни и все преимущества цивилизации и науки. Действуя таким образом, мы бы им дали хоть какую-то компенсацию за целый ряд несправедливостей, в которых мы провинились перед этим народом" (Melanges politiques et philosophiques. Extraits des memoires et de la correspondence de Thomas Jefferson, publ. par L. P. Conseil. T. II. Paris, 1833, p. 393).

19 Могадор (ныне -- Эс-Сувейра), как и Танжер, подвергся бомбардировке в 1844 г.

20 Марокканские евреи -- потомки эмигрантов из Испании XV в. Востоковед H. Zafrani сообщил А. Звигильскому, что Боткин не мог пользоваться никакими печатными источниками при описании жизни марокканских евреев, и высоко оценил историко-этнографическое значение очерка о Танжере.

21 Рамадан 1845 г. начался в среду 3 сентября и кончился в четверг 2 октября. Праздник, описанный Боткиным, -- видимо, "ночь рока", в которую отмечается канун конца Рамадана, то есть 1 или 2 октября, в зависимости от положения луны (сообщил проф. J.-L. Miege).

VI

1 Явное несоответствие: ведь предыдущее письмо было датировано 1 октября.

2 Здесь идет речь о римских скульптурах, найденных во время раскопок в Монде и Картаме в 1821 г. и хранящихся ныне в археологическом музее Алькасабы в Малаге.

8 Абул-баки-Салех (Абул-Бека-Селих Эр-Рунди) -- арабский поэт, написавший поэму об упадке мусульманского владычества в Испании.

4 Serrania de Ronda в действительности находится на западе от Альпухарр. В журнальном тексте было указано более точно (см. разночтения).

5 Морисков обвиняли в сообщничестве с берберийскими пиратами и в "преступных" сношениях с Францией.

6 Вероятно, именно через Испанию сахарный

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки