Электронная библиотека

Испании с 1507 г. и испанский регент после смерти короля Фердинанда Католика в 1516 г. Вопреки тому, что говорит Боткин, Карл V, ставший королем Испании в 1516 г., в первый год своего царствования еще не давал никаких сражений и вообще никак еще не прославился.

12 По новейшим данным приведенные цифры нужно увеличить: при Хименесе было сожжено живьем не 3564, а свыше 4600 человек (Лозинский, с. 140).

13 Идеи Возрождения сильно ослабили религиозные влияния на искусство большинства стран Европы (XVI--XVII вв.), лишь в Испании господствовал религиозный дух, благодаря большой роли в стране католической церкви.

14 Сурбаран Франсиско де (1598--ок. 1664).-- испанский художник. 1о В действительности. Мурильо родился в Севилье в 1617 г.

15 Тем не менее Боткин был уже автором нескольких критических статей об изобразительном искусстве: "Об акте и выставке в Московском дворцовом архитектурном училище" (1838); "Выставка картин в Московском архитектурном училище" (1840); "Выставка имп. Санктпетербургской академии художеств в 1842 году", не говоря о его последующих трудах.

17 типическое -- Боткин понимал тогда этот термин как "обобщенное", "отвлеченное от конкретного" (см. статью Б. Ф. Егорова, с. 283, примеч. 61).

18 китаизм -- в круге Белинского -- Герцена под этим термином подразумевали все застывшее, безжизненное, неподвижное (при существовании деспотического общественно-политического строя феодального Китая можно было очень широко использовать термин "китаизм" для характеристики самых различных явлений).

19 Речь идет о знаменитой картине Мурильо из Севильского музея "Св. Фома де Вильануева, дающий милостыню бедным".

20 Это другая известная картина: "Святая Елизавета Венгерская, лечащая прокаженных". Она была написана Мурильо для больницы Девы Милосердия (Caridad) в Севилье. Во время оккупации Севильи в 1808 г. французский генерал Сульт велел перевезти эту картину во Францию. Ее возвратили Испании в 1815 году; она висела в Академии художеств Сан Фернандо в Мадриде, где Боткин ее и видел. В 1901 г. ее перенесли в Прадо. Только в 1940 г. этот шедевр Мурильо вернулся на свое первоначальное место, в церковь больницы.

21 Боткин, вероятно, видел эту картину в доме Анисето Браво, о котором он пишет ниже.

22 Боткин ошибается: речь идет не о Хуане де Марини, а о Мигуэле де Маньяра. Легенды XVII в. создали из него тип Дон Жуана Тенорьо. Боткин, вероятно, читал "Души чистилища" П. Мериме (1834) и "Дон Хуан де Маранья" (так!) А. Дюма (1836).

23 Вальдес Леал Хуан де (1622--1690) известен, главным образом, своими произведениями, хранящимися в больнице Caridad в Севилье. Ниже упоминается одна из его ошеломляющих картин: "Два трупа". Мурильо говорил, что, глядя на нее, невольно затыкаешь себе нос.

24 Боткин ошибается: jubilado означает по-испански "пенсионер".

25 распустив кортесы 5 раз в течение пяти месяцев, Эспартеро вынужден был отказаться от власти и покинуть родину в 1843 г. из-за враждебной ему коалиции всех партий; следует учесть, что Мария Кристина "выгоняла" Эспартеро лишь с помощью интриг, так как она находилась в это время в изгнании.

Скачать<<НазадСтраницыГлавнаяВперёд>>
(C) 2009 Электронные библиотеки